Новости

Торжественное заседание Учёного совета ИЛА РАН, посвящённое 100-летию В.В. Вольского — часть 2

16 декабря 2021 г. в Иниституте Латинской Америки РАН прошло Торжественное заседание Учёного совета , посвящённое 100-летию В.В. Вольского, чл.-корр. АН СССР (РАН), директора Института Латинской Америки АН СССР (РАН) в 1966 – 1992 гг.

Смотрите видеозапись Учёного совета (часть 2) по ссылке.

0:00 — Николай Викторович Калашников, советник директора ИЛА РАН. Личные воспоминания

30:55 — Элеонора Георгиевна Ермольева, ведущий научный сотрудник Центра иберийских исследований ИЛА РАН. In Memoriam

41:15 — Пётр Павлович Яковлев, главный научный сотрудник Центра иберийских исследований ИЛА РАН. Личные воспоминания

52:10 — Эмиль Суренович Дабагян, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН (зачитывает Татьяна Александровна Воротникова). Вклад В.В.Вольского в развитие связей с Венесуэлой

Торжественное заседание Учёного совета ИЛА РАН, посвящённое 100-летию В.В. Вольского — часть 1 

635043 01.04.1985 Член корреспондент Академии наук СССР, специалист по экономике Латинской Америки и проблемам мировой экономики Виктор Вольский. И. Львова / РИА Новости

Торжественное заседание Учёного совета ИЛА РАН, посвящённое 100-летию В.В. Вольского — часть 1

16 декабря 2021 г. в Иниституте Латинской Америки РАН прошло Торжественное заседание Учёного совета , посвящённое 100-летию В.В. Вольского, чл.-корр. АН СССР (РАН), директора Института Латинской Америки АН СССР (РАН) в 1966 – 1992 гг.

Смотрите видеозапись Учёного совета (часть 1) по ссылке.

00:00 — Дмитрий Вячеславович Разумовский, директор ИЛА РАН.  Вступительное слово. 

5:10 — Владимир Михайлович Давыдов, чл.-корр. РАН, научный руководитель ИЛА РАН.  Роль В.В. Вольского в становлении школы отечественной латиноамериканистики

30:20 — Алексей Владимирович Кузнецов, чл.-корр. РАН, директор ИНИОН РАН.  Личные воспоминания

42:15 — Алексей Станиславович Наумов, заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.  Ключевые вопросы социально-экономической географии зарубежных стран в интерпретации В.В. Вольского

1:03:45 — Александр Николаевич Пилясов, профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.  Наследие школы Витвера – Вольского и эволюционное страноведение

Торжественное заседание Учёного совета ИЛА РАН, посвящённое 100-летию В.В. Вольского — часть 2

635043 01.04.1985 Член корреспондент Академии наук СССР, специалист по экономике Латинской Америки и проблемам мировой экономики Виктор Вольский. И. Львова / РИА Новости

100-летие В.В.Вольского на кафедре СЭГЗС. Воспоминания учеников, сотрудников, родных

19 ноября 2021 года состоялся День кафедры СЭГЗС, посвящённый 100-летнему юбилею В.В.Вольского. К собранию подключилось более 70 участников — сотрудников кафедры, студентов, выпускников, родных и знакомых.

Делимся воспоминаниями о Викторе Вацлавовиче Вольском.

Вот —  некоторых из них:

00:00 — Надежда Юрьевна Замятина, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

00:50 — Елизавета Викторовна Вольская, дочь В.В.Вольского

07:21 — Андрей Ильич Трейвиш, профессор кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

08:38 — Элеонора Георгиевна Ермольева, в.н.с. Института Латинской Америки РАН 

Репортаж «Латиноамериканистика в научном творчестве Виктора Вольского. Доклад зав. кафедрой А.С.Наумова «

Информация о В.В.Вольскомhttps://www.geostranoved.ru/main-events

Латиноамериканистика в научном творчестве Виктора Вольского. Доклад зав. кафедрой А.С.Наумова

19 ноября 2021 года День кафедры социально-экономической географии зарубежных стран был посвящён Виктору Вацлавовичу Вольскому в честь 100-летия со дня его рождения.

Размещаем видеозапись доклада зав. кафедрой А.С.Наумова о своём учителе к этой дате.

В своём докладе заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Алексей Станиславович Наумов, ученик Виктора Вацлавовича  представил основные направления научных исследований своего учителя, рассказал о том, как от исследования стран Латинской Америки и их роли в мировом развитии В.В.Вольский пришёл к составлению собственной типологии стран мира.  

Через научное творчество В.В.Вольского  можно понять, как развивались взаимоотношения Советского Союза со странами Латинской Америки —  виден всплеск интереса к Кубе после Кубинской революции 1959 г., к Перу после Революции 1968 г. Военный переворот в Чили в 1973 году привёл к прекращению дипломатических отношений с Советским Союзом, однако В.В.Вольский, будучи экспертом Комиссии ООН по Латинской Америке, смог побывать и в этой стране. 

00:00 — Введение. Виктор Вацлавовчи Вольский — страновед-латиноамериканист

01:14 — Научное наследие В.В.Вольского, основные направления работы

06:08 — Curriculum vitae (резюме) В.В.Вольского

07:58 — Отечественные латиноамериканисты и роль В.В.Вольского среди них

12:01 —  Расширение охвата стран Латинской Америки в научных публикациях В.В.Вольского

15:02 — В.В.Вольский — исследование географии Кубы

18:00 — В.В.Вольский — исследование географии Бразилии

22:48 — В.В.Вольский — Латиноамериканистика как полигон для отработки типологии стран мира 

25:45 — Заключительное слово. В.В.Вольский — профессиональный оратор 

Читайте статью А.С.Наумова «Теория и практика географической латиноамериканистики в научном творчестве В.В.Вольского» в журнале Латинская Америка, №5, 2021 год — https://ras.jes.su/la/s0044748x0014503-2-1

Материалы к 100-летию В.В.Вольскогоhttps://www.geostranoved.ru/main-events

24 января 2022 года не стало Александра Павловича Горкина

24 января 2022 года не стало Александра Павловича Горкина. Доктора географических наук, профессора географического факультета МГУ, Заслуженного работника культуры РФ, потрясающего человека, выдающегося педагога, книгоиздателя…

А.П. Горкин стал одним из ведущих отечественных экономико-географов, легендарным представителем университетской научной школы социально-экономической географии и страноведения. После окончания МГУ в 1959 г. Александр Павлович занимался научной работой в НИИ нефтехимической промышленности СССР, работал в издательстве «Большая советская энциклопедия» (впоследствии – «Большая российская энциклопедия»), где прошёл путь от заведующего географической редакцией до главного редактора и директора издательства, в Институте географии РАН.

В 2001 году круг замкнулся: А.П. Горкин вернулся на географический факультет – на кафедру социально-экономической географии зарубежных стран в качестве профессора. Этот период его работы стал необыкновенно плодотворным. Вклад Александра Павловича в теоретической географию, географию промышленности, геоамериканистику трудно переоценить. Но главной «точкой приложения» сил и талантов Александра Павловича всегда оставались его ученики – ученики в самом широком смысле, включающем всех, кто находился рядом: старших и младших коллег, студентов, аспирантов и др.

Это был УЧИТЕЛЬ с большой буквы, новатор и эрудит, бескомпромиссный воин науки, мастер потрясающего литературного слога – острого, точного. И в общении с ним каждый мог почерпнуть что-то для себя.

Многие очень близко восприняли эту утрату. Публикуют сообщения с соболезнованиями в соцсетях.

Александр Павлович, нам будет Вас не хватать. Общения с Вами. Ваших знаний, советов. Интересной постановки вопросов. Грамотного подхода к решению научных задач. И вообще – настроя на позитивный лад. Несмотря на то, что Александр Павлович последние годы тяжело болел, он постоянно общался с учениками, радовался их звонкам, подолгу обсуждал их научную работу, делился своими размышлениями, научными находками, задавал новые направления в работе, каждый раз фонтанируя идеями. Его уход – потеря не только для науки в целом, но и для конкретных людей, продолжающих научные исследования и оставшихся без его поддержки.

Архивные фотографии Александра Павловича Горкина из презентации к его 80-летию (2016 год) – Посмотреть

Александр Павлович Горкин. Автобиография – Посмотреть

* Автор фотографии – Людмила Кадилова.

День кафедры 19 ноября 2021 года. К 100-летию со дня рождения В.В.Вольского

Виктор Вацлавович Вольский – автор типологии стран мира, человек, внёсший немалый вклад в укрепление мира на Земле, Герой Советского Союза, директор Института Латинской Америки РАН, заведующий кафедрой СЭГЗС (капстран) в МГУ им.М.В.Ломоносова. В этом году ему бы исполнилось 100 лет. День кафедры в МГУ, посвящённый В.В.Вольскому, состоится в эту пятницу 19 ноября 2021 года в 18:00 в дистанционном формате. Подключение — по коду в Zoom.

Приглашаем принять участие в конференции всех желающих.

Необходимо предварительно зарегистрироваться по ссылке https://foreigngeomsu.timepad.ru/event/1840910/

Приглашение на конференцию в рамках Дня кафедры придёт за час до начала дня кафедры.

В программе:

  • Пилясов А. Н. Наследие школы Витвера — Вольского и эволюционное страноведение.
  • Замятина Н. Ю. Эволюционное страноведение: новый учебный курс кафедры СЭГЗС.
  • Наумов А. С. Теория и практика географической латиноамериканистики в научном творчестве Виктора Вацлавовича Вольского.
  • Мацур В. А. Социально-экономическая география Латинской Америки: новые сюжеты.

С научной деятельностью Виктора Вацлавовича Вольского вы можете познакомиться в разделе «Главные события» по ссылке — https://www.geostranoved.ru/main-events

Смотрите доклад зав. кафедрой А.С.Наумова на тему «Латиноамериканистика в научном творчестве Виктора Вольского» по ссылке

Смотрите воспоминания учеников, сотрудников, родных, озвученных на Дне кафедры СЭГЗС по ссылке

К 100-летию В.В.Вольского публикуем кафедральные выпуски газеты «География» 1999 года

На фото — В.В.Вольский и С.В.Рогачёв, МГУ, 1999 год

18 ноября 1999 года состоялась последняя кафедральная конференция, в которой принимал участие Виктор Вацлавович Вольский. Он передавал бразды правления кафедрой Александру Степановичу Фетисову

К кафедральной конференции был подготовлен сборник научных работ кафедрян, опубликованный в газете «География». По этим материалам каждый сотрудник кафедры выступал перед студентами и рассказывал о научных достижениях. В основном — это были достижения на поприще страноведческих исследований.

Марианна Бузуева из Издательства «1 сентября» помогла найти выпуски газеты «География» за 1999 год. К сожалению, они сброшюрованы в одну книгу, и качество картинки из-за этого пострадало. Но ввиду ценности этого коллективного труда мы выкладываем два сборника кафедральных статей в том виде, в котором они у нас есть. Если найдутся эти выпуски газеты «География» в другом виде, выложим их.

Газета География, Выпуск 43, ноябрь 1999 года

  • Кафедра человеческой географии. Вспоминая о Витвере
  • Кузина И.М. Социально-экономическое страноведение в Московском университете
  • Сокольский В.М. Западная Европа: одна или несколько?
  • Иванова И.С. Вторая Европа? Юго-Восточная Азия
  • Наумов А.С. География многоукладности. Три примера к постановке проблемы
  • Родионова И.А. Наглядное пособие на газетном развороте. Карты нефтедобычи и мировой торговли сырой нефти в 50-е — 90-е годы
  • Рогачев С.В. Франция: урок понимания карты. Страна как сумма географических положений
  • Пименова Р.А. Северный пейзаж в музыке. Сибелиус, Григ, Чюрлёнис
  • Тихоцкая И.С. Япония: «неперспективная» демографическая перспектива

Газета География, Выпуск 44, ноябрь 1999 года

  • Вольский В.В. Сервисная революция. Сектор услуг в центре постиндустриальных сдвигов
  • Витковский О.В. Едина ли объединённая Германия
  • Слука А.Е. На пути к Европе пенсионеров и иммигрантов
  • Фетисов А.С. Развитие стран. Некоторые подходы к проблеме измерения уровня и динамики
  • Новиков А.В. Сколько стоит образ страны
  • Харитонов В.М. Пространственная парадигма в семействе парадигм мировой геоурбанистики
  • Лебедев В.Б. Индия: плюс три штата
  • Замятина Н.Ю. Когнитивная география. Географы — имиджмейкеры территорий

Воспоминания о Викторе Вацлавовиче Вольском его современников — родных и друзей (третье воспоминание)

Воспоминание помощницы, референта

Пролыгиной К.И.

Незабываем его умный, пронизывающий взгляд

Виктор Вацлавович Вольский… Когда мы произносим это имя, наверное, у каждого из нас прежде всего возникает в памяти высокая, крепко сбитая фигура, красивое мужественное лицо человека с умным пронизывающим взглядом синих глаз, устремлённых в собеседника, Глаз, на долю которых выпало видеть многое: верность боевых соратников, восхищение студенческих аудиторий, пытливость многочисленных учеников, готовность научных коллег к схватке, подчёркнутую официальность различных дипломатических миссий и что греха таить – влюблённость женщин. Глаз, которым не раз приходилось с бесстрашием смотреть в лицо самой смерти на фронтах Великой Отечественной войны и навсегда сохранить любовь к жизни во всех её проявлениях, не потерять способности остаться добрыми даже в суровой ситуации.

Этот обаятельный человек, крупный и талантливый учёный моей судьбой на долгие годы был предназначен быть моим непосредственным начальником, что естественно вселяло в меня чувство особой ответственности за мой скромный труд его старшего референта.

Начало моей работе с Виктором Вацлавовичем было положено в 1966 году, когда на Учёном Совете Института Латинской Америки АН СССР состоялась блестящая защита диссертации Вольского на учёную степень доктора экономических наук. В сорок пять лет. Цветущий возраст! Признание высшего научного авторитета учёного-экономиста BAKом тогда значило много для отечественной латиноамериканистики, которая как самостоятельное направление исследовательской мысли на том этапе находилась на стадии становления.

В 1967 году директор ИЛА АН СССР С.С. Михайлов был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Бразилии. На вакантную должность директора ИА был объявлен конкурс. Среди его участников был и В.В. Вольский. Победа в этом конкурсе досталась ему, Герою Советского Союза. Вскоре он был утверждён директором Института Латинской Америки АН СССР.

Вся энергия В.В. Вольского, его энтузиазм и глубокое понимание насущных задач нового научного направления были нацелены на превращение Института в подлинно исследовательский центр и прежде всего на воспитание научных кадров, способных разрабатывать сложные научные проблемы экономики, политики, истории и культуры региона, который с победой Кубинской революции в январе 1959 года вступил в новую фазу своего развития, решал, как писали тогда, задачи своего второго освобождения от иностранной зависимости.

Можно только удивляться тому, с какой неистовостью В.В. Вольский укреплял материальную базу института, добиваясь обеспеченности институтских исследований изданиями периодической печати стран Латинской Америки, новейшей литературой, развивая научное сотрудничество с зарубежными исследовательскими центрами, перенимая накопленный ими опыт и способствуя научному росту сотрудников, что было возведено в приоритетный принцип работы института. Все более тесным становилось сотрудничество с посольствами и представительствами стран латиноамериканского региона. Это содействовало росту авторитета института как научного центра, который вскоре превратился в кузницу научных кадров и для стран Латинской Америки.

Особого внимания заслуживает работа В.В. Вольского по созданию редакционно-издательского отдела с целью оперативной публикации научных работ учёных института и их популяризации. Основание в институте собственной типографии — детища Вольского — делало работу по изданию трудов сотрудников более эффективной. А это было очень важно для него, как руководителя института, который целеустремлённо добивался от сотрудников результативности отдачи в ответ на те материальные затраты, которые делал институт в целях совершенствования научных исследований.

В работе Виктор Вацлавович был неутомим. Приходилось удивляться тому, как он, не щадя ни сил, ни времени, ни здоровья успевал провести в жизнь намеченные планы. Его научные командировки, нередко очень напряжённые, всегда были подчинены интересам института, поднятию его авторитета и укреплению его научной репутации, что безусловно, имело и важное политическое значение.

Личные качества Виктора Вацлавовича как человека, профессора и воспитателя студенчества я неоднократно имела возможность наблюдать через взаимоотношения с учениками, в которых он стремился видеть продолжателей своего дела. К выпускникам его кафедры экономической географии зарубежных стран МГУ я относилась как к счастливцам, которым достался поистине настоящий наставник, не только формирующий их профессиональные знания, но и дающий им возможность проверить достоверность и глубину полученных в университете знаний под его же непосредственным руководством на практике, в стенах ИЛА.

Думаю, что его ученики, выражая ему свою любовь, чему я также была свидетелем, были искренни и чувство благодарности сумеют сохранить навсегда. Не такое уж это частое явление, чтобы человек на протяжении сорока лет оставался бессменным руководителем кафедры в стенах одного из лучших в мире университетов – Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Любовь к Виктору Вацлавовичу была ответом на щедрость его души, энциклопедические знания, проницательность внимательного педагога, его справедливость как человека, его способность гореть и зажигать сердца, увлечь идеей, его умение быть преданных и верным.

Нельзя без трепета говорить о его отношении к однополчанам, которых он на протяжении десятилетий почти ежегодно собирал в Москве, одаривая их неувядаемой верой в ту великую победу, которую они одержали в войне с фашизмом, вселяя в них силу братской, солдатской дружбы в битве за эту победу, а порой и непосредственно решая их житейские проблемы. Для своих однополчан он остался образцом величия человеческого духа, неистощимости его энергии в стремлении к самосовершенствованию. Празднование Дня Победы для его однополчан всегда превращалось в поистине победный день. Жена и друг Виктора ВацлавовичаВладислава Исидоровна под стать своему мужу — Герою Советского Союза сумела это чувство радости и восторга перед совершённым нашей страной подвигом вселить в жён однополчан. Этот праздник всегда отмечался весело и красиво.

***

Смерть нашла Виктора Вацлавовича на посту. Она по-своему символична. Наверное, так уходят из этой жизни только в бессмертие.

Предыдущее воспоминание

Воспоминание о Викторе Вацлавовиче Вольском его современников — родных и друзей (продолжение)

Воспоминание учителя английского языка

Бонк Н.А.

Уроки английского

В самом конце 60-х гг. теперь уже прошлого века совершенно неожиданно появился у меня новый ученик. Это был частный урок, а я частных уроков терпеть не могла и старательно их избегала.

Этот же решила взять из соображений чисто шкурных. Во-первых, очень нужны были деньги (а когда они не нужны!), платить же обещали хорошо и аккуратно. Во-вторых, ученик был взрослым, свободно владел испанским и ещё несколькими языками. А вот с английским как-то не везло: начинал с хорошим преподавателем, намечались, вроде успехи – приходилось бросать, снова начинал, и повторялось тоже самое: многое было, разумеется, основательно забыто. Именно такой ученик мне и был нужен для того, чтобы свободно и спокойно, без кафедрального контроля и опробовать на нём начало нового курса, о существовании которого не знала ни одна живая душа. Это была моя вторая попытка разработать рациональное и интересное начало.

То, что я сама же написала для сейчас уже «старого «двухтомника», мне не нравилось совершенно, я долго ломала себе голову над принципиально иным вариантом – ведь начало курса именно английского языка – самая каверзная и проблематичная часть учебника и здесь немало было сломано копий маститыми теоретиками и практиками. Куда уж мне до них – сочли бы выскочкой, молодым игнорамусом в юбке, и пробовать в аудитории просто бы не позволили.

А тут сама в руки плыла возможность проверить все свои выкладки, не перебегая никому дорогу и не спрашивая ни у кого разрешения.

Итак, однажды в студёную зимнюю пору я очутилась в уютной приёмной директора Института Латинской Америки Виктора Вацлавовича Вольского, где меня встретила приветливая женщина с какой-то совершенно необычайной внешностью – поражало сочетание: густых иссинячерных волос и каких-то бездонных огромных голубых глаз… «Твои венецианские глаза…» пронеслась в уме строка Цветаевой о дочери.

«Она сама, наверное, из Латинской Америки», — подумала я, но тут прозвучал низкий грудной голос, который мог быть только русским, «Меня зовут Клара Ивановна. Я референт директора. Он, очевидно, задержался в академии наук. Раздевайтесь, давайте попьём чайку. А Вас как зовут»? «Наталья Александровна», — ответила я, все ещё любуясь и ею, и её удивительным голосом. «Наверное, хорошо поёт», — подумала я, и как впоследствии оказалось не ошиблась,

Минут через десять – пятнадцать появился и мой ученик. Спросил у К.И., не было ли звонков, в мою сторону даже не посмотрел.

«Это ваша преподавательница английского языка, Наталья Александровна», — сказала К.И., явно забавляясь комизмом ситуации. «Да я и забыл совсем», — простодушно сказал он, – «Такая молоденькая и уже умеет преподавать. Надо же»! Я же, увидев на лацкане его пиджака Звезду Героя Советского Союза, как-то сразу присмирела и засомневалась в том, имею ли я моральное право опробовать на таком человеке свои методические изыски. Надо сказать, что для людей моего поколения Герой Великой Отечественной войны был, вне всякого сомненья, особой священной. Но отступать было слишком поздно. Кроме собственного отпечатанного и разрисованного нового начального курса, в моём портфеле не было ничего! Стало быть, решено! Пойдём непроторенными тропами!

Мы прошли в кабинет, уселись за огромный стол для совещаний и урок начался. Я спросила В.В., сколько времени у нас в распоряжении и какого результата он ожидает. «Как какого результата? — В голосе послышались металлические нотки. — «Я хочу выучить английский язык. Он мне нужен для работы, а не для развлечения. Разве не ясно? Пока у нас три месяца, а там видно будет. Так что давайте не тратить время на обсуждения и рассуждения»! К какому-то варианту такого ответа по существу я была готова, не ожидала, правда, грубости.

«Спокойно», – подумала я, — «Всё равно, поговорим»! Кстати, этот неожиданно властный тон мне оказал большую услугу. Все сомнения и угрызения совести по поводу того, можно ли такого заслуженного человека использовать в качестве объекта для методического эксперимента, как рукой сняло!

Вслух сказала:

— Давайте уточним: Вы хотите говорить?

— Да, конечно! — раздражённо.

— И так, чтобы Вас без труда понимали, то есть не на «птичьем языке»?

— Да, да!

— И, конечно же, читать?

— Вот именно!

— А грамотно писать?

Задумался.

— Пожалуй, необязательно.

— Отлично! На этом можем пока подэкономить время.

Я стала раскладывать перед ним материал первого занятия и не заметила, как он положил свою руку на мою и очень тихо сказал: «Не обижайтесь, я, кажется, был не совсем вежлив». Я невольно подняла голову от бумаг и встретилась с ним взглядом. На меня смотрели небольшие серо-голубые с какими-то весёлыми искорками глаза. «Всё будет хорошо! С этого момента я веду отсчёт и занятиям, и дружбе».

Урок начался. Темп я взяла бешеный, но он его принял с удовольствием и каким-то мальчишеским задором. Всё схватывал на лету, а я радовалась и немного побаивалась за свой «эксперимент». Ведь мой ученик был не такой как все, даже очень способные.

Может быть, дело объяснялось предыдущим опытом изучения иностранных языков, но скорее всего, решающую роль играли особенности личности: живой ум, железная логика, прекрасное чувство юмора, находчивость и очень редкий дар естественного обаятельного собеседника. Уроки превращались в увлекательное соревнование: кто в пределах пока ещё небогатого языкового репертуара сумеет рассказать побольше и поинтереснее. Я, конечно, приняла эту игру с радостью. Это как раз то, чего я хотела добиться в новом учебнике. Но, честно говоря, такой естественности и раскованности, даже имея очень хороший учебник и способного ученика, преподаватель ценой больших усилий и изобретательности добивается обычно не менее чем через год регулярных занятий.

Три месяца пролетели незаметно, и мой ученик, укатил в свою любимую Латинскую Америку на какую-то важную конференцию. Ровно через три месяца после его отъезда раздался звонок: «Это я. Как быстро бежит время, правда? А я там говорил по-английски»! «Где? На улице. В магазине»? «Да нет, на конференции! Завтра на уроке всё расскажу». Даже не спросил, смогу ли я прийти. Должна быть свободна – и всё тут! Если была занята и не смогла прийти, обижался. История, которую я выслушала на следующий день, заключалась в следующем. Рабочими языками на конференции были испанский и английский, большинство представителей стран Латинской Америки сделали свои доклады на испанском языке. И только один (которого В.В. явно недолюбливал), видимо желая угодить американцам прочитал свой доклад по-английски. Когда председательствующий спросил, есть ли у кого-нибудь из присутствующих вопросы к докладчику, В.В. сказал по-английски, как я его учила. «I have a question to ask Seignior (имярек): Does he speak Spanish»? В зале послышался смех – намёк оценили по достоинству. Я, конечно, похвалила своего ученика, но признаюсь, при этом очень эгоистично подумала, что мой эксперимент сработал, надо писать дальше и сделать законченный новый курс. «Что-то Вы мало радуетесь», — сказал В.В. «А ведь за такой дебют не грех и выпить! Другие-то Ваши ученики, наверное, подольше занимаются, а говорить боятся»! (Надо признаться, попал в точку!) Тем временем, позвали Клару Ивановну, на столе появились какие-то удивительные бутылки, бокалы, печенья, конфеты. Разлили, как положено, и я впервые услышала загадочный тост на непонятном языке: «Алям-пасям…», а дальше к стыду своему процитировать не могу и хоть слышала потом это загадочное заклинание без счёту раз, запомнить его не сумела и до сих пор не знаю, что именно оно означает. Ясно было, что это приглашение выпить за нечто хорошее и радостное.

Мне часто приходилось потом видеть В.В. за праздничным столом в кругу друзей. Он всегда был душой общества – находчивым, остроумным, необыкновенно обаятельным. Однако, неверно было бы изображать его этаким весельчаком, которому неведомы иные настроения, Этот сильный, волевой человек был на редкость легко ранимым, хотя и скрывал свои огорчения, печали и горести от посторонних глаз и ушей.

Так много добившись в жизни, учёный по призванию, блистательный лектор и воспитатель, он способен был. не ища утешения, не жалуясь, просто сказать в тяжёлые минуты: «Всё не так. Одиноко и холодно»! Впрочем, огорчался он иногда и по обычным житейским поводам, когда другие люди, в большинстве случаев радуются. Помню, как пригласив меня на свой 50-летний юбилей, он долго сетовал по поводу того, что вот ему уже исполнилось 50 лет, а это — старость. «Ужасная цифра, если вдуматься»! — повторял он. Впрочем, на самом празднестве был весел, полон энергии и радости.

Он искренно и бескорыстно любил свою работу, но не чуждо было ему и честолюбие. «Хочу процарапать свой след на этой планете», – сказал он однажды. Но я не встречала другого человека, который бы так искренне радовался чужому успеху. Как-то случайно он увидел у меня вёрстку 2-ой части учебника, издававшегося во «Внешторгиздате». «А что это»? – спросил он. Схватил эти листочки, стал внимательно смотреть правки. «Вы продолжаете писать? Какая кропотливая работа»! «Я не одна. Нас трое и нас отчаянно ругают на всех кафедральных совещаниях. Книжка печатается по внешней рецензии – кафедра её забраковала». «Ну что ж, ситуация знакомая. А Вы не сдавайтесь, продолжайте работать»! «Я и продолжаю. Вот обкатала на Вас начало совсем другой книги. Вроде неплохо получается»! Он расхохотался: «Ну и мошенница! Кто бы мог подумать»! – И тут же серьёзно добавил — «А критиков слушайте повнимательней. Не переживайте и огрызайтесь. Иногда именно самый недоброжелательный критик может просто со злости подкинуть какую-нибудь интересную мысль. Слушайте внимательно, а главное – сами работайте в полную силу. Забирайте поглубже, чтобы знать как можно больше. Не люблю верхоглядов»!

Занятия наши, к сожалению, часто прерывались. Мы оба уезжали в командировки, порою надолго. Помню, как после почти годичного перерыва я вошла в знакомый кабинет и увидела во внешности моего ученика какую-то перемену. Сразу не сообразила, в чём дело и, по-видимому, стала разглядывать его слишком пристально. Он тотчас же это заметил, но не обиделся, а как-то очень забавно погладил себя по порядком облысевшей голове и задумчиво продекламировал: «Редеет облаков летучая гряда…» Я, к счастью, нашлась, как отреагировать: «Но это зло не столь большой руки». «Вот именно», — сказал В.В. и, зная что меня это порадует, начал очень толково по-английски расспрашивать меня о моей работе в Пакистане, откуда я только что вернулась. Впрочем, он никогда не упускал случая посмеяться, правда беззлобно, над моим пристрастием к Англии, «англоманией», как он любил говорить. «Ну побывал я в Вашем туманном Альбионе. Ну и что! То ли дело Латинская Америка! Любая страна! Вот уж где «буйство красок и половодье чувств»! А природа! Архитектура! А люди! А литература! «Сто лет одиночества» прочитали? – Смачная книга»!

Знакомы мы были долго, без малого сорок лет. Но судьба нас часто разлучала. Но потом, каким-то непостижимым образом соединяла снова. Однако, беру на себя смелость сказать, что не забывали мы друг друга никогда. И вот настал сорокалетний юбилей пребывания В.В.Вольского на посту заведующего кафедрой экономической географии МГУ. Мы поехали вдвоём – Клара Ивановна и я. Юбилей прошёл великолепно. Это был настоящий праздник, чествование руководителя, к которому все собравшиеся относятся с любовью искренним и глубоким уважением. В.В. улучил минутку, чтобы поговорить со мной о том, что очень скоро мы встретимся в узком кругу, с самыми близкими друзьями и он мне сообщит заранее, где и когда это произойдёт. Прошло совсем немного времени и раздался телефонный звонок. Говорила Клара Ивановна: «Вольский умер…»

***

Сейчас, когда время притупило боль утраты, пропало ощущение ухода из жизни. Порою, особенно по праздникам, когда звонит телефон и поднимаешь трубку, кажется, что сейчас, наперекор рассудку, услышишь такой знакомый голос, который никогда не спутаешь ни с каким другим: «Это я. Как быстро бежит время…»

Предыдущее воспоминание

Следующее воспоминание

Воспоминания о Викторе Вацлавовиче Вольском его современников — родных и друзей (начало)

К 100-летнему юбилею Виктора Вацлавовича Вольского публикуем воспоминания его современников — брата Евгения Вацлавовича Вольского, референта Клары Ивановны Пролыгиной и учителя английского языка Натальи Александровны Бонк. Это — яркие люди, известные личности, прожившие большой трудный, но интересный путь. О них много информации даже в интернете. Они шли рядом с Виктором Вацлавовичем, помогали ему в жизни, в работе. Конечно, помощь-то была обоюдной. Эти воспоминания ценны тем, что характеризуют личные качества Виктора Вацлавовича, раскрывают некоторые судьбоносные моменты в его и вместе с ним — их жизни.

Эти воспоминания были опубликованы в кафедральном сборнике 2002 года памяти В.В.Вольского. Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Выпуск 15. Основные направления современной социально-экономической географии зарубежного мира. Москва, Географический факультет МГУ. 2002.

Публикуем три воспоминания по очереди.

Воспоминание брата

Вольский Е.В.

О брате. 21 день без сознания

Это случилось, кажется, в 1924 году. Виктор тяжело заболел Двусторонним воспалением лёгких. Лечил его наш хороший знакомый фельдшер из железнодорожной амбулатории Шпаков Исаак Емельянович. Он приходил к нам домой каждый день по два раза – утром и вечером, следя за состоянием здоровья Виктора. Обычно при каждом посещении он делал Виктору уколы камфары для поддержания его сердца.

Мама, Елизавета Калистовна, и папа. Вацлав Андреевич, были в отчаянии, т.к. Виктор лежал без сознания. Прошло около двух недель. когда мама обратилась к Шпакову: “Исаак Емельянович, может, собрать консилиум из врачей?». Он сказал, что это не помешает. Мама пригласила трёх врачей. Двоих из расположенного рядом санатория. Это были врачи Хавин и Розовский. А третий врач был приглашён из районного центра г. Новозыбкова, доктор Козловский.

Собравшись втроём и осмотрев брата, врачи выдали маме следующую рекомендацию: вскипятить воду и намочить в ней простынь и этой горячей мокрой простынёю завернуть на некоторое время тело брата. Это может помочь. Дав эту рекомендацию, они ушли. Когда вечером на очередной осмотр брата пришел фельдшер Шпаков И.Е., мама ему рассказала о данной консилиумом врачей рекомендации спросила, что делать, Шлаков И.Е., будучи по натуре угрюмым и грубоватым, маме отвечает: «Это кто сказал? Врачи? Значит надо выполнять!»

Но каким тоном он это сказал, мама сразу поняла, что он недоволен. Тогда она его спрашивает; «Скажите, Исаак Емельянович, если бы это порекомендовали сделать Вашему сыну, Вы бы сделали?» Он сразу ответил: «Нет, не сделал бы. Это равносильно тому, если бы умирающего положить на горячую полку в парилку бани.» «А что мне делать?» — спросила мама. И.Е. Шпаков посоветовал сказать врачам, что когда она завернула брата в горячую простыню, он стал задыхаться, и она прекратила. Так мама и сказала. Врачи промолчали, И.Е. Шпаков продолжал регулярно ежедневно приходить по два раза.

Кризис у Виктора наступил на 21-е сутки. Он пришёл в сознание и начал быстро поправляться. Мама и папа всю жизнь была благодарны Исааку Емельяновичу Шпакову за то, что он спас Виктора.

По любой фразе определю название произведения

Виктор любил читать и очень много читал. У нас дома была приличная своя библиотека (были собрания сочинений Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Шиллера, Гёте, переплетены журналы «Родина», «Нива», «Природа и люди» др.). Он ещё записывался в железнодорожную и фабричную библиотеки. Обычно он прятался на чердаке дома и там целыми днями у слухового окна читал всё подряд. У него была отличная память. То, что он прочитывал, практически почти полностью всё запоминал. Этому постоянно удивлялся проживавший у нас на квартире техник-строитель Лебедько Пётр Иванович.

Как, например, он проверял память Виктора. У нас было полное собрание сочинений Н.В. Гоголя в одном томе. Это огромная книга, напечатанная мелким шрифтом. Лебедько П.И. брал столовый нож и произвольно вставлял между страницами этой книги, а затем зачитывал какую-нибудь фразу, конечно, без действующих героев. Виктор всегда безошибочно определял, из какого произведения Н.В. Гоголя эта фраза. Естественно П.И. Лебедько очень удивлялся и повторял это многократно. Виктор никогда не ошибался и говорил: «По любой фразе из текста сочинений Н.В. Гоголя определю название произведения».

Откуда тебе это известно?

Виктор со школьных лет увлекался историей, литературой и географией. Он много читал и собирал книги по этим направлениям. Он достал несколько учебников по истории, изданных до революции, и дома дополнительно читал по тем разделам, которые изучались в школе. Часто на уроках он пытался делать замечания учителю по истории из-за отдельных неточностей (а учителем по истории был директор школы М.Р. Грамма). И вот однажды он сказал учителю, что это было не так, как он рассказал, а вот так. Учитель его спросил: «А откуда тебе это известно?» Тогда Виктор достал из парты старый учебник по истории и показал, где это было написано. Учитель взял этот учебник и сказал: «Эта книжка тебе не нужна». Так брат был лишён своей книги по истории, её ему не вернули.

М.Р. Грамма учился на заочном отделении исторического факультета пединститута, и конечно, этот учебник был нужен ему самому.

Мама, продиктуй нам поговорки

Наша мама, Елизавета Калистовна, была очень развитой, энергичной и мудрой женщиной. Отца мы лишились рано, и мы с братом своим воспитанием обязаны только матери.

Вот однажды, кажется, Виктор занимался тогда в седьмом классе, он приходит домой вместе со своим школьным товарищем Григорием Поддубным и говорит: «Мама, нам по литературе задали домашнее задание – записать народные поговорки. Вы их знаете много, продиктуйте нам несколько, а Гриша запишет».

Мама засмеялась и сказала: «Что я Вам сразу поговорки из рукава вытрясу? Они ведь приходят к слову».

Но всё равно несколько поговорок мама им продиктовала. И они домашнее задание выполнили.

А мамины поговорки я и сейчас часто привожу. Знакомые мне говорят, что их нужно записать и издать.

Приходите завтра

После окончания средней школы в 1939 году Виктор поступил в Белорусский лесотехнический институт (БЛТИ) им. С.М. Кирова (г. Гомель) на лесохозяйственный факультет. Я в этом же институте учился с 1936 г. на факультете механической обработки древесины.

Виктор учился хорошо и всегда стремился быть в числе первых. Наступала первая для него в институте экзаменационная сессия. Первым был экзамен по математике. Он математику знал прилично и многих своих однокурсников консультировал. На экзамене бывает по-всякому. Вот и ему на первом экзамене профессор математики В.Н. Дракин ставит оценку «хорошо». Брат просит спросить его ещё и говорит, что знает на «отлично». Профессор отвечает, что у него сейчас нет времени, а следующая сессия покажет, какие у Вас знания, может, и на «отлично».

Через несколько дней он пошел сдавать экзамен по следующему предмету – ботаника. Ответив на все вопросы, Виктор спросил преподавателя: «Какую оценку Вы мне хотите поставить?» А преподаватель, естественно, видя в зачётной книжке оценку по предыдущему предмету «хорошо», говорит, что ставит «хорошо». Тогда Виктор просит его ещё спросить, так как считает, что знает на «отлично». После этого преподаватель ему предлагает: «Вот мой домашний адрес, завтра выходной день, приходите ко мне завтра, и мы побеседуем». И назавтра Виктор пошёл на квартиру к преподавателю сдавать экзамен. Никакого разговора об экзаменационном билете речи и не могло быть. Преподаватель начал задавать вопросы по всему пройденному курсу, думая, наверно, что пришёл или очень самоуверенный студент, или действительно знающий. После такой «беседы» с пристрастием преподаватель заявил: «Да, Вы знаете материал на «отлично». И в зачётной книжке появилась отличная отметка, которая множилась и по остальным предметам.

Со второго курса института, в 1940 году Виктора призвали на действительную военную службу. Он оказался под Мурманском (г. Мурмаши) с двумя своими сокурсниками по институту (Майборода И.Я. и Телеш), где и встретил Великую Отечественную войну 22 июня 1941 года.

Где продолжать учёбу?

Виктор был призван на военную службу осенью 1940 года со второго курса лесохозяйственного факультета Белорусского лесотехнического института (БЛТИ) им. С.М. Кирова (г. Гомель). На военной службе он встретит начало Великой Отечественной войны. Все годы войны, находясь в действующих частях армии, Виктор не переставал думать о продолжении учёбы.

Везде и всегда он стремился быть впереди. И вот, оказавшись в чрезвычайной боевой обстановке на Ясско-Кишинёвском плацдарме летом 1944 года, он совершил героический подвиг. Его представили к присвоению звания Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль Золотая Звезда ему и другим Героям вручал маршал Советского союза Р.Я. Малиновский. Через несколько дней после этой торжественной церемонии Виктор заболел, и День Победы он встретил в госпитале. Подлечив его в госпитале, ему выдали путёвку в Крым. Санаторий находился рядом с пионерским лагерем Артек, и Виктора приглашали выступать перед отдыхавшими там пионерами с воспоминаниями о боях. В Артеке он и познакомился со своей будущей женой – организацией встречи Героя с пионерами занималась секретарь директора лагеря Владислава Исидоровна Кришталь.

Возвращаясь из санатория в свою часть через Москву, он пошёл на приём к Главному маршалу артиллерии Н.Н. Воронову и обратился к нему с просьбой о своей демобилизации для продолжения учёбы. Н.Н. Воронов на это сказал, что Виктору как Герою сейчас открыты двери в любую военную академию. Зачем ему продолжать учебу в лесотехническом институте? Ещё Главный маршал артиллерии спросил, есть ли у брата родные. Получив утвердительный ответ, он сказал, что даёт ему дополнительно десять суток отпуска для поездки к родным для обсуждения вопроса о дальнейшей учёбе, и добавил: «Как решите, так и будет».

Виктор приехал домой на станцию Злынка и мы вместе с мамой обсуждали этот вопрос. Я Виктору сказал: «Если хочешь стать хорошим инженером, то поступай учиться в Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Баумана. Это – самый престижный инженерный ВУЗ». На этом и порешили. Тем более что в годы войны у Виктора проявился большой инженерный талант, и свой первый орден он получил за разработку специальной расчётной планшетки для артиллеристов.

Он вернулся в свою часть, демобилизовался и подал документы на зачисление студентом первого курса МВТУ. О том, что он поступает в МВТУ, было даже опубликовано сообщение в газете «Вечерняя Москва».

В один из первых дней учёбы в МВТУ Виктор проходил по Крымскому мосту и увидел на здании доску с надписью, которая его очень заинтересовала: Институт международных отношений. Он зашёл в это здание, и его проводили к С.А. Лозовскому, который возглавлял приёмную комиссию. После обстоятельной беседы Лозовский предложил Виктору подать заявление о приёме в этот институт. Его зачислили студентом МГИМО только по личному заявлению, без документов об окончании средней школы, об обучении на втором курсе БЛТИ, так как все эти документы уже находились в МВТУ. Когда он приехал за документами в МВТУ, ему их не отдали, так как хотели, чтобы он учился у них. Документы забрал уже я позже, когда Виктору дали комнату в общежитии МГИМО на улице Горького в доме 18Б и мы с мамой переехали жить к нему в Москву.

Виктор с отличием окончил МГИМО и был очень доволен, что пошёл учиться именно в этот институт.

Как я узнал о присвоении брату звания Героя Советского Союза

В конце ноября 1944 года, когда Виктор находился на учёбе в 33-ем отдельном учебном дивизионе резерва комсостава, он получил увольнение на десять суток в краткосрочный отпуск для поездки домой (сохранился отпускной билет №241 от 24 ноября 1944 года).

Я и мама жили в это время на станции Злынка Брянской области. Мы были очень рады приезду Виктора. Он много рассказывал о своей военной жизни и упомянул, что в боях при проведении нашими войсками Ясско-Кишинёвской операции он отличился и представлен командованием к присвоению звания Героя Советского Союза. Но тут же добавил, что представить представили, но не обязательно присвоят.

Через несколько дней пребывания дома он простудился и у него поднялась температура. Пришлось обратиться в находившийся рядом военный госпиталь. Там его осмотрели и положили для лечения, так как было подозрение на воспаление лёгких. Вскоре его из госпиталя выписали, и он отбыл в учебный дивизион.

В комсомольской организации госпиталя, где несколько дней провел Виктор, мне приходилось неоднократно бывать по поручению Злынковского районного комитета комсомола. При очередном посещении комсомольцев госпиталя в конце марта или начале апреля 1945 сразу три медсестры-комсомолки (Анохина, Федосеева и Павлова) стали меня поздравлять с присвоением брату звания Героя Советского Союза, я решил, что брат им тоже рассказал о том, что его представили к присвоению этого звания, и на их поздравления ответил, что его только представили, а присвоят или нет – ещё не известно. На это они мне хором говорят: «Как «не известно»? Уже известно. В газете опубликован Указ. А вы что, не знаете?» — Я очень удивился и спрашиваю: «В какой газете опубликован Указ?» – Они говорят: «В газете «Красная Звезда». Я, конечно, этой газеты не получал и не мог читать этот Указ. В госпитале быстро нашли для меня этот номер газеты и я поспешил с ним домой обрадовать маму.

На следующий день мы с мамой всем соседям и знакомым показывали этот номер газеты с Указом и были счастливы. Все знакомые нас поздравляли.

Какие были ещё увлечения и отдельные черты

В раннем детстве был увлечён специальностью врача (доктора). Во дворе устраивал свою «аптеку», куда собирал различные стеклянные бутылочки, баночки, «готовил» свои лекарства (мази, микстуры, порошки) и приглашал своих однолеток «лечиться». За это увлечение Виктор в то время получил прозвище «пан доктор».

Позже, будучи уже школьником, стал увлекаться фотографией. Приобрёл фотоаппарат со штативом, а за сараем оборудовал свою фотолабораторию. Делал довольно приличные по тому времени снимки (снимки в фотоаппарате делались на стеклянные пластинки).

Отдельные семейные фотографии его работы сохранились до сих пор.

Любил много читать и заучивать на память стихотворения А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, Т.Г. Шевченко, часто их декламировал.

Последний свой день рождения при жизни 10 августа 1999 года отмечал у нас в Ленинграде (С.-Петербурге) и за праздничным столом продекламировал стихи Т.Г. Шевченко на украинском языке.

Виктор регулярно посещал Ленинград (С.-Петербург). Бывал обычно на днях рождения моей жены Софьи Людвиговны и на моём. Сохранилась кассета с записью на плёнке его поздравления с днём рождения моей жене.

Любил путешествовать. Много ездил по всему миру и по нашей стране.

В своё время мы вместо отдыхали под Ригой, где он познакомил нас с Иваном Александровичем Витвером. Отдыхали также вместе в Кисловодске, Пушкинских горах, под Ленинградом.

Был очень работоспособный, целеустремленный и усидчивый. Когда погружался в работу за письменным столом, забывая все, был полностью поглощён этой работой. Особенно когда подготавливал рукопись к изданию. Откладывались и отпуск, и отдых!

В последние годы он увлёкся коллекционированием морских ракушек. Он их собрал значительное количество, расположив в стеклянных шкафах в своей квартире. Систематизацию ракушек производил по каталогам, которых у него имелось несколько. Отдельные ракушки достал с морского дна, ныряя на значительную глубину.

Любил собирать в лесу грибы, а также ездить на лодке на рыбалку. Виктору легко давались иностранные языки.

Он был компанейский, любил людей, часто собирал гостей и дома и на даче, был хлебосольный.

Любил и умел сам производить засолку рыбы, огурцов, помидор, грибов, а также сервировать стол. Хорошо разбирался в винах и всегда имел несколько бутылок хорошего вина у себя дома.

Принимая гостей, сам всегда готовил закуски и сервировал стол.

Последние годы на даче успешно занимался выращиванием помидор и огурцов, которые потом засаливал и консервировал. Обычно законсервированные им огурцы и помидоры бывали очень вкусными.

На фото:

  • Семья Вольских: Елизавета Калистовна, Вацлав Андреевич, Евгений и Виктор
  • Братья. Москва, 1944 год
  • Аспирант MГИМО
  • Профессор МГУ

Следующее воспоминание